Велопутешествие по Зауралью. Щучанский райн, Сафакулевкий, Альменевский, Целинный, Куртамышский.
Маршрут начинается в г. Щучье. Из Кургана можно доехать на электричке. Маршрут в основном проложен по асфальтированным и полевым дорогам.
Рядом с Мартыновкой можно заметить своеобразный запах, солено-грязевой и поняли, что это так пахнет озеро. Издалека видно, что берега его в белой пене. Можно подойти поближе. И перед вами откроется вид на это необычное озеро. Весь берег белый и растрескавшийся. Чем ближе к воде, тем эти трещины все мягче и мягче. Запросто можно провалиться, как квашни Ерохинские. А с виду кажется, что это сухие трещины. Вода в озере наверное солена и лечебная и грязей лечебных видимо тоже очень много, весь берег в ней. Может быть с другой стороны местные жители и оборудовали подход к озеру, а может быть и нет.
По грунтовой дороге, расстоянием 9 километров, едем до музея этнографии башкир в селе Азнанино.
Можно узнать у местных жителей про местонахождение музея. Музей находится в школе.
Само село Азналино получило свое название по имени Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева. В эти места в 1770-е были высланы участники башкирского восстания.
Рядом с деревней находится пресное озеро Ауткуль, берега которого облюбовали местные жители для отдыха. На озере клещи. Следующая деревни - Бурматово. Дорога полевая с высокой травой, но видно, что по ней ездят. В низинном месте дорога уже начинает заболачиваться, выросли высокие камыши. Придется идти по ним. Хорошо, что грунт сухой. Но низина есть низина и здесь может обрушиться стая злых комаров, от которых трудно убежать. Ехать по высоким камышам трудно и можноь спешиться.
Полевая дорога местами сменяется на щебенистую.
Незаметно как, деревня за деревней и пересекаем трассу и тут уже Альменево.
Село расположено на восточном берегу озера Альменьколь, в юго-западной части Курганской области. Село Альменево получило своё название от названия озера, Альменьколь, в свою очередь названным по имени рыбака Альмена, первым поставившего избу на берегу озера на месте будущего села.
Ичкинские татары являются наиболее ранними переселенцами, пришедшими на территорию Альменевского района. Они переселились в Зауралье после падения Казанского ханства. Дойдя до одного из притоков реки Исеть, они решили основать здесь свое поселение. Этот населенный пункт и приток реки они называли «Эцкен» (ичкин) – от глагола «пить». В 1963 году с. Ичкино переименовано в с. Юлдус Юлдусского сельсовета Шадринского района Курганской области.
В 1586 году двенадцать родов переселились из д. Ичкино на территорию современного Альменевского района, которая впоследствии стала Ичкинской волостью. Среди переселенцев были Тынкачевы, Байбулатовы, Анваровы, Асановы, Уразметовы, Искаевы, Кампачевы, Юмаевы, Мансуровы, Алферовы, Барашевы, Барамыковы. Причем трое последних переселенцев были русскими. Впоследствии они, отатарившись, приняли мусульманскую религию[2]. Они жили в трех деревнях (Билькау (Бельково), Учкулево (Трехозерная) и Бишняк (Вишняково)) и считались беломестными казаками.
В 1720 году часть жителей Билькау переселилась на восточный берег озера Альменьколь и основало там станицу Альман (Ельменкуль, Альменево). К востоку от Альменево были древние могилы кочевников. Из-за них русские называли Альменево деревней Могильная. В течение трёх веков жители села несли военную службу и занимались земледелием. (с) Википедия
До Целинного примерно 50 километров. Начинаются степи. Половина этих степей - болота. Место для ночевки найти трудно. Подъезжая к Целинному начинаются небольшие леса. Переночевать можно в Целинном.
Маршрут идет до с.Уйсть-Уйского и обратно в Целинное.
Въезд на территорию села строго по пропускам. Без пропусков проезжать не советую, так как можно получить штраф. Пропуска можно получить у нас в Кургане в Заозерном, выдаются продолжительностью на год.
От заброшенной таможни идет щебенистая дорога до села.
В 1686 году игумен Исаак с братиею били челом Великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о позволении строительства поселья Успенской обители Далматова монастыря в устье большой реки Уй. В 1686 году по указу Великих Государей поселье было заложено. Оно имело укрепления. Там ловили рыбу монастырские крестьяне. Поселение получило название Усть-Уйское. В 1687 году сюда прибыли Маслянской слободы пашенные крестьяне Омелька Назаров и Ивашка Кочесов с товарищи, которые сняли в аренду свободные рыбные ловли с платою в казну. Поселье стояло при рыбном промысле по речкам и озерам, а на возвышенных местах имело угодья хмелевые, сенокосные и горные промыслы. Со времени основания оно не раз подвергалось бедствиям со стороны кочующих врагов. Усть-Уйское поселье было основано на притоке Тобола специально для ловли рыбы. Поскольку поселье стояло к тому же при хмельном промысле, отправлялся в монастырь хмель.
В 1743 году строится Усть-Уйская крепость. Поселение стало укрепленной пограничной крепостью с земляным валом...
В 1850-х годах в Усть-Уйской случился большой пожар, сгорели почти все дома.
По воспоминаниям старожилов станица Усть-Уйская условно была разделена на три части (края), граница проходила по Бараньему логу. Ближе к Роще располагалась Елшань (от прибывших елшанских казаков), в центре жили "каблуки", а за площадью - "телята".
Усть-Уйская станица славилась ярмарками: летней, осенней и зимней. В середине 18-го века оживилась торговля с казахами. С 1760 года меновый торг с ними происходил в Петропавловской крепости, торговые пункты были открыты также в Звериноголовской и Усть-Уйской крепостях.
После основания крепость Усть-Уйской в ней строится временный храм. Поскольку большинство населения крепости было православным. В 1744 году устроен временный храм и утвержден штат причта. В 1821-м году основан каменный храм за счет казны, во имя Рождества Христова. По сведениям 1860 года: Челябинского уезда Оренбургской епархии Усть-Уйской крепости - Христо-Рождественская церковь. Ближайшие к ней: Крутоярской крепости - Богородицкая; в Ново-Кочердыкском есть вновь строящаяся Михайло-Архангельская церковь в 24 верстах; в Прорывинском отряде - Николаевская церковь в 35 верстах; приписаны к Усть-Уйской церкви прихожане в Казак-Кочердыкском отряде в 22 верстах.
По воспоминаниям старожилов первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это была так называемая Белая церковь, как называют ее и по сей день. Огороженная пластами(?) в3 метра толщины и в 4 метра высоты, церковь была неприступной: ни пеший, ни конный не могли попасть сюда. Говорят, здесь во время набегов киргиз-кайсаков прятались жители всего поселения. Позднее, когда опасность набегов миновала (2-я половина 1860-х годов), ограду вокруг церкви заменили на более красивую: фундамент выложили из кирпича, а на нём возвышалась чугунная с узорами ограда. Отапливалась церковь из подвала, а рядом находилась сторожка. В 1929-м году церковь эта перестроена под клуб. В советское время около Белой церкви ограду меняли.
Есть в Усть-Уйке еще один храм, его называют Красная церковь, так как он выложен из красного кирпича. Говорят, эта церковь строилась долго, сооружалась она всем миром. Огромные двустворчатые двери, украшенные резьбой, располагались с южной, северной и западной сторон. С восточной стороны здание завершалось полукруглой апсидой. Перед каждым входом в храм возвышалось крыльцо. Высокий барабан, несущий главу и венчающий церковь, прорезан узкими полуарочными окнами, обрамленными резными арками. В строительстве башни-звонницы и барабана применена традиционная схема церковного зодчества - восьмерик на четверике, характерная для архитектуры тех времен. Церковь по сей день поражает своей красотой и величием, хотя большая часть её и разрушена. Поражало богатство внутреннего убранства церкви. Старожилы вспоминают, что внутри было множество старинных икон, обрамлённых позолотой, царские врата отделаны были резьбой по дереву и покрыты позолотой. Весьма просторный и высокий зал перекрыт пологим сводом, вдоль стен и на потолке - фрески, рассказывающие о жизни святых, библейские сюжеты из жизни Христа - все это великолепие заставляло восхищаться. В большие церковные праздники с купола опускалась огромная хрустальная люстра, на которой зажигались свечи. Говорят, из Белой церкви в Красную вёл подземный ход. В 1930-х годах храм (Красный) был разрушен: сняты кресты, убран купол, до основания разобрана башня-звонница, сброшены колокола. Рассказывают, что когда начали рушить церковь, на площади собралось всё село. Большой колокол, упав, разбился. Дело дошло до разбора кладки звонницы, она никак не поддавалась, так до конца и не смогли разрушить башню. Стоит церковь и сегодня полуразрушенная. Но величавая и гордая. До сих пор на стенах ее внутри сохранились фрески, почерневшие от гари и копоти, грязи и пыли. В советское время в церкви хранили шесть, с 1955 года туда ссыпали зерно, а в 1965 году был снят паркет и вывезен в с. Целинное для отделки пола в райкоме партии... (Из книги "История земли Целинной. Куртамыш, 2004").
В селе расположено много старинных домов, купеческие и другие дома. В один из них я зашла во внутрь. В этом купеческом доме находилась какая-то контора. И когда эта контора съезжала из этого здания они оставили там всё. Как будто какая-то катастрофа случилась и люди просто сбежали. Оставлены столы, бумаги, печатные машинки, открытые сейфы и много другое. В здание очень много комнат и коридоров и высоченные потолки.
Теперь путь обратно в Целинное, а из Целинного маршрут идет в направлении Куртамыша. До Целинного можно доехать быстро, сначала упорно подняться в гору, а потом незаметно как то вверх, то вниз и оказатьсяв Целинном. А вот от Целинного до Куртамыша еще около 70 километров ехать.
И вот деревня Узково. В колодце можно набрать воды и поехать ночевать на озеро.
До Куртамыша ехать всего лишь 20 километров по грунтовке. Дорога после дождя может оказаться в ужасном состоянии. В одно месте, продолжительностью, около 2 километров вообще не проехать. Лужи, большие колеи, и грязь наматывается на колеса. Дальше вроде бы дорога становится лучше. Взобравшись на горки, почти нет грязи. Дорога вся неровная и в засохших колеях, но в некоторых местах имеются обычные дорожные знаки "неровная дорога". Зачем они тут, не знаю. Ведь дорога, как была неровная, так и остается, это ведь грунтовка.
От Куртамыша до Кургана асфальтированная дорога.
Виды отдыха в приключении

Автор Ирина Третьякова
На сайте с 25.05.2018
- Почта
Поделиться
Трек маршрута для навигатора

и получите доступ к необходимым инструментам сайта абсолютно бесплатно сейчас и навсегда! ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
и получите доступ к необходимым инструментам сайта абсолютно бесплатно сейчас и навсегда! ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
Нитка маршрута
Щучье-Сафакулево-Азнанино-Альменево-Целинное-Усть-Уйское- Куртамыш-Курган
Остановки для отдыха
Стоянки можно организовать по усмотрению: леса, озера. В зависимости от того, сколько километров за день вы проедете. Можно остановиться на ночлег в Альменево, Целинном, Куртамыше.
Правила поведения и рекомендации
Рекомендуектся во время движения осматриваться от клещей. В Зауралье весной, летом и осенью их очень много.
Питьевая вода
Местами
Как добраться до начала маршрута
До начала маршрута из Кургана можно добраться на электричке до г. Щучье.
Оценки маршрута
Поделиться
Автор Ирина Третьякова
На сайте с 25.05.2018

Скачай маршрут для навигатора
Маршрут заинтересовал 12 человек
Размести маршрут и скачивай все за 15 ₽
Обсуждение маршрута